Главная » Файлы

Всего материалов в каталоге: 43
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 5 »

Ознакомиться с текстом монографии в формате pdf можно, скачав приложенный файл.

Мои файлы | Просмотров: 187 | Загрузок: 3 | Добавил: piotr-czerwinski | Дата: 19.08.2020 | Комментарии (0)

Предмет рассмотрения в данной работе связывается с семантикой тех представлений, которые, с одной стороны, относясь к отражениям, привычно определяемым в категориях бессознательного, подводят, фактически и с другой стороны, к значениям языковым, воплощаемым в лексике как общепринятого (узуального), так и ограниченного и потенциального. Характерного для того слоя сознания, который себя проявляет или способен себя проявить в различных, в том числе и маргинальных, ментальных и коммуникативных условиях. Пространственные объекты, толкуемые по словарям сновидений, интерпретируются как различным семантическим образом сопровождаемые когнитивы, находящие свой видовой характер и смысл в сфере внутренних ощущений, ориентаций и представлений. Знания, полузнания, чувственные мотивы и пр., претворяясь в наглядные образы, эти самые образы делают формами выражения внутренне не осознаваемого, но управляющего и управляемого неким Субъектом "языка". Будучи "языком", эта внутренняя коммуникативно-ментальная сущность, действует как парадигматико-синтагматическое устройство. Характеристике некоторых элементов такого устройства в их отнесении к общему и посвящено настоящее представление.

Мои файлы | Просмотров: 567 | Загрузок: 21 | Добавил: piotr-czerwinski | Дата: 10.06.2015 | Комментарии (0)

Полный список работ П.П. Червинского, с указанием даты публикации, издательства и т.д.

Мои файлы | Просмотров: 363 | Загрузок: 6 | Добавил: piotr-czerwinski | Дата: 02.06.2015 | Комментарии (0)

Словарь содержит довольно развернутую характеристику около 400 единиц, содержащих, помимо обозначения и называния, негативно оценочную доминанту определения человека, с позиции вида его несоответствия советской системе. Тех единиц, которые представляют собой явления и оценки в реалиях и мотивах не так далекого, но все же прошлого, а потому забываемого, вытесняемого, а для кого-то и мало или совсем не знакомого. Язык и система, их породившие, будучи отчасти искусственными, довольно своеобразным и специфическим образом оказывались связанными с создаваемой ими реальной, советской, действительностью, понять и представить которую, видимо, все же необходимо для самых разных задач, не в последнюю, если не в первую, очередь, для исследовательских и дидактических. Предлагаемый словарный материал предваряется теоретической частью, смысл которой был в том, чтобы показать механизмы советизированной негативной семантики, в ее категориях и парадигмах. Книга может быть интересна не только как методологическое и дидактическое пособие, но и как источник все более забываемых и уходящих знаний о том недавнем еще, с исторической перспективы, социальном, психологическом и политическом эксперименте, который воплотил себя в коллективном сознании и действительности, прежде всего, своим языком.  

Мои файлы | Просмотров: 483 | Загрузок: 15 | Добавил: piotr-czerwinski | Дата: 02.06.2015 | Комментарии (0)

Проблемы искусственного интеллекта, создание диалоговых
систем, предполагающих необходимость обучения машины языку
человека, при соответствующей их постановке, открывают
возможности взгляда на процессы мышления и говорения, речи, с
иной стороны и неожиданной перспективы. Во многом это задача
также и обучающая, содержащая в свернутом виде определенный
заряд, прямое и скрытое представление о том, как устроены и как
действуют мышление и язык (впрочем, не только мышление и язык)
человека. С позиции смысла, прежде всего, его строения,
организации, образования, создания и воплощения. В таком повороте
и с этих позиций предлагается воспринимать разработки,
проводившиеся в 1978-1979 гг. в группе по созданию модели диалога
с машиной на естественном языке (ЕЯ) при Ростовском университете
(руководитель группы - доцент В.А. Московой), а также возникшую
из этого постановку проблем сопоставительного изучения
близкородственных языков (русского, польского) на основе
семантики образующих категорий (1981 г.), что может быть
небезынтересно лингвистам, психологам, логикам, преподавателям,
студентам и аспирантам, занимающимся проблемами языка и
мышления, вопросами обучения языку (= мышлению) на базе
оптимизирующих и прогрессивных методик, семантикой, смыслом,
теорией коммуникации, проблемами восприятия, понимания и
диалога.

Мои файлы | Просмотров: 606 | Загрузок: 20 | Добавил: piotr-czerwinski | Дата: 02.06.2015 | Комментарии (0)

Авторы: Маргарита Надель-Червинская, Пётр Червинский

Мои файлы | Просмотров: 496 | Загрузок: 10 | Добавил: piotr-czerwinski | Дата: 02.06.2015 | Комментарии (0)

Слово исследуется как элемент семантической системы художественного (стихотворного)
целого в составе пяти последовательно усложняющихся номинативных структур,
связанных между собой уровневыми отношениями. Структура каждого уровня,
включая в себя словесный материал, подчиняет его действию характерных для нее отношений,
преобразуя его семантику и организуя его специфическим образом. На первых
трех уровнях слова предстают как последовательно связываемые и группируемые в
картину отображения темы (центра) номинативно-предметные и предикатные единицы
На следующем, четвертом - как представители в стихотворном тексте по-разному соприкасающихся
между собой четырех смысловых миров, двух объективных (реальности
внешнего и реальности создаваемого) и двух субъективных (реальности аналогий и
реальности представлений, внутреннего мира субъекта, его мотивационной сферы). И,
наконец, на пятом, завершающем уровне слова, взаимодействуя между собой как единицы
структуры ассоциативно-образной, получая при этом полное насыщение в семантической
системе стиха. Материалом анализа послужила поэзия С. Есенина и Д. Кедрина,
поэтов разных и не похожих, хотя и близких по времени. Отличие между ними, в каких-
то своих проявлениях отчасти контрастное, позволило оттенить ряд существенных для
описания стихотворных систем одного и другого сторон, введя в ряде случаев элементы
типологического подхода. Подробность процедуры анализа, с одной стороны, позволила
рассмотреть семантические явления, связанные с художественным, поэтическим словом,
довольно пристально и основательно, а с другой, ограничила такую возможность количественно:
подробно исследовались «Осень», «Двойник» Д. Кедрина, «Черный человек
», «Появление Пугачева в Яицком городке» С. Есенина, три из которых были предметом
отдельной главы. Работа имеет прежде всего методологический характер, показывая
возможность исследования номинативных, лексических проявлений глубинной семантики
художественного (стихотворного) произведения как органического смыслового
и структурного целого, в сочетании планов, сечений, проекций как внешнего, так и
внутреннего миров создающего текст сознания.
Книга может представлять интерес для филологов, как лингвистов, так и литературоведов,
занимающихся проблемами семантики поэтического языка и художественных
произведений, а также, во многих своих аспектах, для философов и психологов, обращающихся
к проблемам художественного воображения, творчества и творческого сознания,
студентов, преподавателей и аспирантов.

Мои файлы | Просмотров: 430 | Загрузок: 7 | Добавил: piotr-czerwinski | Дата: 02.06.2015 | Комментарии (0)

Сфера официозно-пропагандистской патетики языка советского времени, обнаруживавшая себя в словах, устойчивых словосочетаниях, фразах и лозунгах, имевших особый, идейно нагруженный смысл и свою специфическую оценочность, изучается как своеобразная форма модулятивного проявления единиц. Модулятивного в том отношении, что предполагает необходи-мость системно организованного воздействия на сознание воспринимающих в соответствующем идейном и концептуальном ключе, встраиваясь в него, в это сознание, по законам парадигматического, виртуального в своей основе, уст-ройства. Специфика и особенности этого устройства рассматриваются после-довательно в составе его составных частей с определением их влияния на се-мантику (смысл) и окраску (тоновую характеристику, тон) единиц своего со-става. Актуальность работы следует видеть в определении и описании концептуально-оценочных и идейно-логических сфер речевой узуальной ментальности, оказывающих свое не случайное и последовательное влияние на общественное, а с этим и языковое, сознание своих носителей, в определенных участках существенным образом перестраивая, модифицируя, а отчасти и формируя его.
 

Мои файлы | Просмотров: 691 | Загрузок: 9 | Добавил: piotr-czerwinski | Дата: 01.06.2015 | Комментарии (0)

Бег рассматривается как такой существующий в языковом (и не только) со-
знании способ перемещения в пространстве, который, будучи интенсивным (по
сравнению с ходьбой) и активным (по сравнению с ездой), требует обоснования
и мотивации – как вынужденный, как необходимый, как производимый в силу
каких-то причин. Все это находит свое отражение в представлениях самого раз-
ного вида и свойства, имеющих общезначимый, распознаваемый (узуальный)
характер, типичный в своих воплощениях для представителей данной этнокуль-
турной среды, отличающих их от других и действующих по отношению к ним
как способ оценочной и когнитивной ориентации в окружающем. Опыт сов-
местного национально-культурного переживания и проживания, воплощаясь в
сознании в представлениях о действительности, создавая ментальный образ
этой самой действительности, действует и как общий, накопленный поколения-
ми, когнитивный багаж, и как такой регулятор реакций, интерпретаций, дей-
ствий и их мотиваций, который, отвлекаясь от всего остального, формирует си-
стему, имеющую как свой вертикальный (парадигматический), так и свой про-
ективный (синтагматический) вид и аспект. Входит в сознание и в нем суще-
ствует все это, в первую очередь, через язык, его единицы и тексты, фольклор-
ные, песенные, литературные, репрезентивные и прецедентные, т.е. такие, на
которых воспитываются и которые знают, так или иначе, все носители данной
национальной культуры. Попытку последовательно дифференцирующего под-
хода к этому через обращение к видам и формам бега, характерным для русской
ментальной действительности, и представляет собой предлагаемая книга.

Мои файлы | Просмотров: 518 | Загрузок: 9 | Добавил: piotr-czerwinski | Дата: 01.06.2015 | Комментарии (0)

Наречие. Дидактический словарь

Мои файлы | Просмотров: 431 | Загрузок: 8 | Добавил: piotr-czerwinski | Дата: 01.06.2015 | Комментарии (0)

1-10 11-20 21-30 31-40 41-43