Проблемы искусственного интеллекта, создание диалоговых
систем, предполагающих необходимость обучения машины языку
человека, при соответствующей их постановке, открывают
возможности взгляда на процессы мышления и говорения, речи, с
иной стороны и неожиданной перспективы. Во многом это задача
также и обучающая, содержащая в свернутом виде определенный
заряд, прямое и скрытое представление о том, как устроены и как
действуют мышление и язык (впрочем, не только мышление и язык)
человека. С позиции смысла, прежде всего, его строения,
организации, образования, создания и воплощения. В таком повороте
и с этих позиций предлагается воспринимать разработки,
проводившиеся в 1978-1979 гг. в группе по созданию модели диалога
с машиной на естественном языке (ЕЯ) при Ростовском университете
(руководитель группы - доцент В.А. Московой), а также возникшую
из этого постановку проблем сопоставительного изучения
близкородственных языков (русского, польского) на основе
семантики образующих категорий (1981 г.), что может быть
небезынтересно лингвистам, психологам, логикам, преподавателям,
студентам и аспирантам, занимающимся проблемами языка и
мышления, вопросами обучения языку (= мышлению) на базе
оптимизирующих и прогрессивных методик, семантикой, смыслом,
теорией коммуникации, проблемами восприятия, понимания и
диалога.
|